Я родился и вырос на земле древних монголов – несториан. Главное доказательство – небольшая скала “Дааган чулуу” (“Камень двухлетнего жеребенка”), находящийся всего в 1 километре на восток от центра сомона Баянбулаг.
На ней изображен несторианский символ – крест, вокруг которого несколько точек. Предполагаю, что они указывают на число племен несториан или число участников какого-нибудь обряда.
Несторианство — диофизитское христологическое учение, приписываемое Несторию, Архиепископу Константинополя (428—431). Учение самого Нестория было осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Единственными христианскими церквями, исповедующими данную христологию, созданную через несколько сотен лет после смерти Нестория Мар Бабаем Великим на основе христологических учений Диодора Тарсийского и Евагрия Понтийского, все сочинения которого Мар Бабай лично отредактировал для исключения ересей идеализма и оригенизма, являются Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока, таким образом представляя собой самобытную христианскую конфессию.
На моей родине жили и живут потомки хэрэйдов. Хэрэйд или на русском кереиты (другие названия — хэрээд, кэрээд, хэрэйд, кереиты, керейт ) — союз монголоязычных племён, обитавших в Забайкалье и Монголии в X—XIII веках. Имели свою письменность, государство и законы. Граничили на северо-западе с ойратами, на севере — с меркитами и баятами, на востоке — с хамаг-монголами, тайчиутами, барласами, борджигинами, татарами, на западе — с найманами, на юге — с тангутами.
Монгольское слово ХЭРЭЭС, означающее КРЕСТ, стало названием их племени.
Однако я не являюсь потомком хэрэйдов, я – потомок Галдан-Бошигт хана, элет. Но до сих пор в моем родном крае живут потомки хэрэйдов в тесном союзе с халхами.
Да, так проходило мое детство там, почти за 1000 км от столицы Монголии. Баянбулаг (рус. Богатый родник) — сомон аймака Баянхонгор в Южной Монголии, площадь которого составляет 3 170 км2. Численность населения по данным 2006 года составила 2 143 человека. Центр сомона — поселок Баянбулаг, расположенный в 250 километрах от административного центра аймака — города Баянхонгор и в 890 километрах от столицы страны — Улан-Батора. А наш сомон считается западной областью хэрэйдов, граничащих с ойратами.
Именно здесь древние монголы приняли несторианство. Надеюсь, что археологические исследования помогут узнать больше информации об использовании крестов, узнать больше о людях, которые их носили, а также узнать о монгольском несторианстве в целом.
Стоит отметить, что несторианство было распространено не только на земле хэрэйдов, но и в других районах Монгольской империи.
Музей и художественная галерея UMAG Университета Гонконга (HKU) владеет крупнейшей в мире коллекцией крестов несториан, орнаментов с декоративными рисунками и религиозными мотивами, характерными для региона Ордос Внутренней Монголии во время правления династии Юань (1272 -1368).
В VII веке в центрально-азиатские кочевья проникли христианские проповедники, затем христианские общины и монастыри появились в оазисах на Великом шелковом пути, а в Китае VI в. влияние восточного христианства в форме несторианского вероучения особенно усилилось с конца VIII в., когда общины несториан были изгнаны из Китая и устремились на север, к кочевникам. Здесь в XI – XII вв. христианами несторианского толка становятся наиболее многочисленные и сильные монгольские племена – найманы на западе монгольских степей и хэрэйды на Тууле.
Хэрэйды
Хэрэйды – союз принявших христианство монголоязычных племён, обитавших на современных территориях Забайкалья и Монголии в X—XIII веках. Имели свою письменность, государство и законы.
Тоорил получил титул Ван-хана. Вначале союзник Чингисхана, Ван-хан поссорился с ним, потерпел поражение, бежал к найманам и погиб. Хэрэйды оказались под властью Чингисхана и с тех пор их самостоятельное существование прекратилось.
Часть хэрэйдов вошла в состав современных монголоязычных народов. При этом некоторые хэрэйдские принцессы стали женами монгольских ханов. Кроме того, правящие династии некоторых монгольских групп (например, торгут) напрямую возводятся к Ван-хану или его ближайшим родственникам.
“…В канун 1260 года христиане Палестины получили радостную весть: на помощь княжествам, герцогствам и сеньориям Святой Земли, которые терпели поражение за поражением от мусульман-мамлюков, двигалось мощное войско. Могущественными союзниками потомков крестоносцев неожиданно выступили монголы, одно имя которых в то время наводило ужас на народы Азии и Европы.
Монгольское войско под командованием царевича Хулагу, талантливого полководца и внука великого Чингисхана, в 1256 году заняло крепость ассасинов Аламут, в 1257 году разгромило исмаилитов в Иране и двинулось на Багдад.
Христиане Ближнего Востока радостно встречали монгольские войска. Хотя сам Хулагу был последователем мистического направления буддизма, его супруга Докуз-хатун верила в Христа и покровительствовала христианам. Ревностными христианами несторианского толка были начальник штаба Хулагу найман Кит-Бука-нойон и его ближайшие помощники. Союзником монголов являлся царь Малой Армении (Киликии) Гетум I, мечтавший при помощи монгольских воинов сокрушить Багдадский халифат и создать великое армянское государство. Еще в 1253 году Гетум I предложил верховному хану монголов Мункэ подписать договор о союзе, который, в частности, предусматривал установление дружбы между монголами и христианами, освобождение христианского духовенства от податей, помощь монголов в освобождении Святой Земли и возвращение всех армянских земель, занятых мусульманами”, – писал Л.Гумилев.
Ескерту: Материал https://asiarussia.ru сайтынан алынды