«Tugurulhan.kz» тарихи-танымдық порталы

Загадочное племя кереитов

Авторы tugurul
235 қаралым
Историк из Внутренней Монголии Сайшиял считает, что кереиты были ветвью татар – племени тунгусского происхождения: «Татары девяти родов, кочевавшие по долинам рек Тола и Орхон, стали кереитским аймаком». В сочинении Карпини и Рубрука вместо кереитов упоминаются караниты. Вероятно, в этом можно увидеть тождество этнонима кереит и кара-ит, по Абульгази, этноним кереит происходит от слова «кара ит» – «чёрная собака». Также любопытно, что Пелльо и Пейтнер видели в упоминаемых Марком Поло мекритах кераитов. В. Рубрук, излагая историю Унка брата пресвитера Иоанна, утверждает, что он правил народом, именовавшимся крит и меркит. Отсюда делается вывод, что народ крит (мекрит) есть кереиты [Юрченко, 2002: стр.159-160].
Г.А. Авляев утверждает, что сам термин «кереит» (кэрэит, кэрээд и т.п.) объясняется только с монгольских языков и в переводе с ойратского (западно-монгольского) и калмыцкого языков означает «вороны». Термин этот происходит от ойрат-калмыцкого слова «кэрэ» в значении «ворон», которое во множественном числе оформляется как кереит, кэрääт, (на халха-монгольском – хэрэит). Учитывая, что этноним кереит легко объясняется с монгольских языков и непереводим с тюркских, следует признать ошибочными мнения тех исследователей, которые считают кереитов тюрками по происхождению. Так, мнение Абулгази о том, что слово «кераит» якобы в переводе значит «чёрный баран» и имеет тюркское происхождение, Г.А. Авляев считает ошибочным [Авляев, 2002: стр.104].
Как полагает китайский исследователь Илинчжэнь, кереиты и найманы были всё-таки монголами, но управлялись христианизированной тюркоязычной знатью [Кычанов, 1997: стр.178]. Имеется также гипотеза, что кeраиты были тюрками и произошли от тюркских канглы и огузов и их язык был тюркским. Относительно их монголоязычия, Пауль Ратчневски предполагает, что часть киданей осталась и была ассимилирована кераитами. Пауль Ратчневский подчёркивает дружественные отношения между кераитами и западными киданями, что иллюстрируется тем фактом, что хан кереитов Тогрул находит убежище в Западной Ляо. Пауль Ратчневский упоминает, что кераиты приняли несторианскую веру, и что дед и отец Тогрула имели латинские имена Маркуз и Кириакис [Paul Ratchnevsky, 1999].
***
Тюркское происхождение кереитов Г.Е. Грумм-Гржимайло считал сомнительным, так как не удалось установить их преемственной связи с современными киреями в составе тюркских этносов. Так, остатки кереитов, части той тысячи, которая по приказанию Чингисхана была из них собрана, вступили в XIV веке в узбекский, а затем и в казахский союз с именем керейт, а не кирей, и что роды, носившие оба эти названия, существовали в этом союзе одновременно. Некоторое сомнение в их тюркизме возбуждает также и указание «Юань-чао-ми-ши» на их родство с монголами.
Наконец, не отождествляет кераитов с киреями и «Цзинь Ляо Юань сань-ши-юй-цзэ» – «Словарь исправлений туземных названий, встречающихся в историях Цзиньской, Ляоской и Юаньской династий», изданный учёным комитетом, учреждённым императором Цянь-луном, который называет киреев – цюй-линь, а кераитов – кэ-лэ (хэрэ) [Грумм Гржимайло, 1926: стр.521]. Таким образом, в документах юаньской эпохи фигурируют два разных народа/эля – кэрэиты (ке-ле) и керей (це-ле).
Рашид ад-Дин утверждал о том, что первоначально родными землями кереитов были Иртыш и Алтай, на основе китайских источников выдвигается версия об их происхождении от канглы и огузов. Известно о тесной, а возможно, и генетической связи канглов с кераитским улусом Тогрул-хана. Представители канглийской знати, например упомянутый в «Юань-ши» Кайранбай, служили при дворе кераитских ханов, а китайское сочинение «Менуэр-шицзы» прямо пишет об их родстве: «Кераиты были предками канглы. Западные именовались канглы, восточные – кераитами» [Кадырбаев, 1990: стр.35-36].
***
Л.Л. Викторова отождествляла тюрков-шато, название которых с китайского переводится как «ворон», с кереитами, название которых также происходит от монгольского кэрэ – ворон [Викторова, 1960: стр.197]. В то же время нельзя не заметить, что Е.И. Кычанов кереитов, как и найман, относит к племенам «кыргызского великодержавия».
***
Имена и титулы кереитских правителей являются тюркскими. Тогрул – это монголизированная форма тюркского имени Тогрил. Отец и дед Тогрула носили тюркский титул «буйрук» («командир»), титул кереитской принцессы Докуз-хатун – тюркский, так же как титул «Жёлтый Хан» под которым был известен один из кереитских лидеров. Указание Рашид ад-дина, что первоначально родными землями для кереитов были Иртыш и Алтай намекает на происхождение кереитов от распавшегося Кимакского каганата. Эти территории были заселены кыргызами до того, как их оттуда вытеснили найманы. Поэтому не исключается возможность того, что часть кыргызов двинулась на восток из-за атак найманов, хотя основная часть племени была отброшена назад на Енисей [Paul Ratchnevsky, 1999].
По одной из версий «Алтан Тобчи», в состав древнеойратского союза, видимо, входили и кереиты (в тексте – «керед-гуд»). По данным Рашид ад-дина, кереиты имели в своём составе следующие племена: кереит, джиркин, конкаит (тунгкаит, донгхаит), сакаит (сахаит), тумаут, албат (элиат, альмат). Таким образом, кереитский племенной союз включал в себя шесть племён, из которых лишь одно сохраняло собственно имя «кереит» и оно же дало название всему союзу.
Одним из самых крупных этнополитических образований в Западной Сибири было объединение тюркоязычных племен на территории Среднего Иртыша, Тобола, Ишима и Туры, в котором главенствующую роль играли кереиты. Это отмечает и один из исследователей родоплеменного состава казахов Среднего жуза М.С. Муканов: «В начале XIII века кереи бежали в степи Северного Казахстана под ударами Чингисхана… жестокость монголов вызвала бегство некоторой части кереитов со старых кочевий. Многочисленные роды кереитов двинулись вниз по Иртышу, от его истоков вплоть до реки Оми, оседая в различных местах долины Иртыша, а также на запад, вплоть до кочевий племени аргын и кипчак…» [Кадырбаев, 1990: стр.50].
***
Таким образом, получается, что кереи были как в составе казахов, так и в составе ойратов. Возможно, поэтому ойраты вынуждены были прикочевать к своим соплеменникам – кереям Сибирского улуса, когда последние были устранены от власти в Сибири шейбанидами в начале 80-х годов XVI века. Часть кереитов после разгрома их монголами была рассеяна среди тюркских народностей и племён, где они со временем ассимилировались. Потомков кереитов видят в носителях этнонимов кирей, гepeй, гepe среди тюркских этносов. Кереиты участвовали в этногенезе многих тюркских этносов – крымских татар, карачаевцев, ногайцев, башкир, казахов, узбеков, кыргызов, алтайцев, татар и др. В составе перечисленных этносов присутствует этноним кераит, кирей, гере и т.п.
Наименования кереитских племён по списку Рашид ад-Дина, видимо, можно сопоставить с уже известными нам племенами предмонгольского времени. Так, племя тумаут из Кереитского ханства напоминает племя тумат XII века и хори-тумат из «Сокровенного сказания», обитавшее в Восьмиречье (Сегиз-мурен), откуда они, по нашему мнению, были оттеснены пришлыми дербен-ойратами. Название племени сакаит, сахаит созвучно тюркскому этнониму саха или сахалар, вошедшему в самоназвание якутов – урангхай-сахалар. В составе монголов также известны нам племена сакаит и сукан. Среди донских калмыков в станице (аймаке) Зюнгарской имелся ясун сохад. Термин албат или альмат весьма напоминает этноним калмыцкий альмат и казахский албан [Эрдниев, 1980].
***
Русские документы XVII века наряду с кыргызами постоянно упоминают племя кереитов (керетцов). Н.Н. Козьмин кереитов ошибочно отождествлял с езерскими кыргызами. Однако кереиты не являлись езерскими кыргызами. Так, по документу, обнаруженному В.К. Чертыковым, кереиты не подчинялись езерским и тубинским князьям. Езерцы на протяжении всего XVII века жили обособленно от кереитов. Кереитские князья считались данниками Тайчин-нояна, брата Алтын-хана. На протяжении всего XVII века они проживали в устье реки Абакан. Таким образом, нет оснований отождествлять кереитов с езерцами и считать их «за особливый род тувинцев».
Кереитов также нельзя считать за кыргызское племя. В документах они обычно упоминаются в качестве «кереицких татар», но не кыргызов. На Алтае имелась одноимённая Керецкая волость, платившая ясак в Кузнецк. В.К. Чертыков предполагает, что после поражения от Темучина небольшая часть кереитов оказалась на Абакане и на Алтае. В последний раз кереиты упоминаются в кыргызской земле в начале XVIII века. Вероятно, они были выселены вместе с кыргызами в Джунгарию в 1703 году, так как служилые люди, придя в устье Абакана в 1707 году, кереитов там не обнаружили [Чертыков, 2006: стр.50-52].
В отчётных грамотах Томских воевод и правительственных актах XVII века несколько раз упоминается племя керетцев, керельцев, корельцев (kereiti), обитавших между устьями Упсы и Ои, а в томе IV «Русской исторической библиотеки» они указаны по месту нахождения близ устья Абакана и на Белом Июсе с кыргызами. На карте при «Сибирской истории» кереиты обозначены на правом берегу Енисея – между Енисеем и рекой Тубою. После нескольких притеснений отрядами служилых людей русского царя и отступления на Тубу краткая история енисейских кереитов заканчивается во второй половине XVII века.
***
Вместе с тубинцами и есерами кереиты ушли за Саяны – после войны с «Алтын-ханом» к джунгарскому контайше». Этот род кереитов фигурировал в среде кыргызов в таком же отношении, как и тубинский, т.е. считался близким и равноправным. Н.А. Аристов сообщает, что до издания 3-го выпуска «Сибирских древностей», где В.В. Радлов приводит кереитские тамги, гравированные на серпах, найденных на берегу реки Сиды и вблизи села Бейского, формально тождественные керейским тамгам, «можно было бы предполагать, что кереиты суть частица киреев, нашедших приют у кыргызов на Енисее после разгрома киреев Ван-хана при Чингисхане». Однако автор допускает возможное существование частицы киреев (кереитов) на Енисее в гораздо более раннее время, ещё во времена династии Тан, задолго до эпохи чингизидов [Рыбаков, 2010].
В 20-30-х годах прошлого века развернулась на страницах печати и научных трудов острая заочная дискуссия между казахским историком М. Тынышпаевым, П.А. Ойунским и Г.В. Ксенофонтовым о связи саха с кереитским племенем сакаит. В труде казахского историка М. Тынышпаева есть сведения о племени кереит, в состав которого входили и сакаиты: «Из сопоставлений непосредственно явствует, что нынешние чернёвые и сагайские татары, урянхайцы, каракасы и наши кереи – осколки когда-то многочисленного и сильного племени керей, которое в самом начале происходило от гуннов, т.е. тюрков и с течением времени омонголилось. Далее Д.А. Кочнев говорит, что якуты сами называют себя саха, производят себя от сагайских татар» [Тынышпаев, 1925: стр.14].
***
В состав калмыков входил род соха-сохад, имя которого отождествляется с саха [Эрдниев, 1980: стр.32, 69]. Здесь следует привести тот факт, что в генезисе позднеойратского объединения активное участие принимали остатки кереитов, у которых имелось племя под названием сахаэт [Авляев, 2002: стр.88-89, 134]. Данное племя можно увидеть в роде саху – каракалпакского племени ашамайлы, считающимся частью кереев [Жданко, 1950: стр.122]. Н.А. Сердобов утверждал, что тувинцы, хакасы, саха имеют общие этнические корни через кереев, исходным местом обитания, которых были Восточные Саяны. Сам он считал тюркизм первичным явлением в формировании кереитов [Сердобов, 1971: стр.125-127].
Таким образом, кереиты являются загадочным племенем, этническая принадлежность которого неясна и вряд ли когда-нибудь станет известной. Скорее всего, кереиты также состояли из племён разного происхождения, объединённых фактом принятия несторианского христианства в качестве государственной религии. Также неясен и вопрос об их потомках. Считать ли казахских кереев, крымских Гереев, хакасских и якутских саха-сагай, бурятских тункинцев, сибирских тайбугидов их прямыми потомками – всё это является вопросом дискуссионным.
Е.И. Кычанов найманов и кереитов относил к племенам «Кыргызского Великодержавья». Действительно, неясно, куда подевались найманы и откуда взялись рядом с местами, где они обитали енисейские кыргызы. По утверждению Рашид ад-Дина, найманы ранее занимали территорию по Верхнему Енисею, которую в XIII веке занимали кыргызы Енисея. Вот в этом, возможно, состоит разгадка Кыргызской проблемы в истории Центральной Азии. Ведь в описании страны кыргызов в китайских летописях присутствуют такие экзотические для Сибири звери как львы и барсы. Не исключено, что кыргызы, построившие каганат в Монгольском Алтае, могли потом расширить свою территорию вплоть до Минусинской котловины.
***
Из источников в основном до нас дошли лишь названия правящих династий в качестве племенных названий и численное обозначение родов, входивших в данное объединение. Этнический состав и язык средневековых племён зачастую остается неизвестным. Возможно, в составе найманского объединения наряду с татарами и огузами, кара-киданьской династией были и кыргызские роды. После разрушения племенного союза, связанного с сменой правящей династии, кыргызы Центральной Азии могли снова образовать свой эль. Кереиты, как видно из родового состава, племя саяно-алтайского происхождения. Кереиты возникли на основе кыргызского субстрата.
Автор: Василий Ушницкий
Источник: https://www.facebook.com/nomadsgreatsteppe/posts/3786505288140733

Ұқсас жазбалар