На месте ставки (орды) Джучи хана в окрестностях Улытау в центральном Казахстане открылся Историко-культурный комплекс. Работы были начаты год назад к юбилею Золотой орды. На прошлой неделе комплекс «Жошы хан» посетил президент Токаев. Касым-Жомарт Кемелевич ознакомился с проделанной работой, экспонатами времен расцвета Улуса Джучи и предложил провести здесь в следующем году крупную международную конференцию, посвященную Золотой орде, с участием известных ученых. Джучи – предок казахских, татарских, узбекских ханов и многих русских дворян, первенец «потрясателя вселенной». Покоится хан в Улытауском районе Карагандинской области, в 50 километрах от Джезказгана. Добраться к мавзолею Джучи непросто, поскольку в степи много дорог, которые петляют из стороны в сторону. Следует в деталях расспросить местных жителей, прежде чем пускаться в путь, иначе можно не доехать до мавзолея, даже если он уже был виден на горизонте. Два года назад мы часами плутали по степи прежде, чем дорога привела к мавзолею.
Горы Улытау (в переводе «великая гора») на самом деле не очень великие, если толковать буквально. В пределах Дешти-Кипчака много гор гораздо выше их, но возвышенности Улытау считаются великими потому, что связаны с именами Джучи, Алаша-хана, Едиге, мавзолеями гунского периода. Здесь встречаются античные петроглифы, металлургические печи времен саков и скифов. Улытау стали великими не с подачи современных акынов Джезказгана и Караганды, и не благодаря советским археологам. Еще в 16 веке Хафиз аль-Бухари в своем «Абдулла-намэ» при описании похода правителя Мавераннахра Абдулла-хана в 1582 г. в степь сообщал: «Владыка семи поясов земли [‘Абдаллах-хан] вместе с остальным войском ночью дошел до середины (мийан) Улуг-Тага, который является самой лучшей местностью в Дашти Кипчаке». Мавзолей Джучи сегодня. На заднем плане остатки ставки/орды. Фото akorda.kz Хафиз Бухари оставил в своем сочинении упоминание о мавзолее Джучи: «В субботу 6-го [числа этого] месяца [хан] остановился около (навахи) Сарай перед мазаром Джучи-хана». Тот факт, что Абдулла-хан в походе на Улытау против своих ушедших к казахам единокровных братьев-шейбанидов остановился у мавзолея Джучи, указывает на то, что владыка Мавераннахра знал, где находится усыпальница предка, что она не сравнена с землей, подобно могиле Чингисхана, не сокрыта от людских глаз. У мазара Джучи Абдулла-хан оставался несколько дней «с сердцем, свободным от печали», подняв «счастливое знамя до зенита желто-зеленого неба», после чего отправился к сердцу «Улу-Тага» в поисках соперников. Охраняемый государством мазар Джучи находится на окраине действующего кладбища, и не так давно кто-то возвел впритык к границам исторического памятника не менее величественный мазар покойному родственнику, в связи с чем любители истории в Казахстане забили тревогу, требуя запретить похороны в непосредственной близости к усыпальнице хана. Народ, приезжая на кладбище, посещает мавзолей и читает аяты Корана, посвящая их хану, который вроде бы как не был мусульманином. Почему Джучи похоронен в «мусульманском» мавзолее, если он умер язычником? Известный востоковед Василия Бартольд предполагал, что «впоследствии мусульманские ханы строили мавзолеи мусульманского типа над могилами своих языческих предков». Но так ли было в случае с Джучи? До похода в Среднюю Азию ставка Джучи находилась на Иртыше. В Улытау молодой хан перекочевал и основал здесь новую орду после завоевания Хорезма, когда великий каган Чингисхан разделил владения между сыновьями, передав богатые города по Сырдарье и Амударье среднему сыну Чагатаю, а старшего Джучи отправив в «ссылку» в степи Дешти-Кипчака. Одной из жен Джучи была дочь побежденного Хорезмшаха Мухаммада, мусульманка Хан-Султан-хатун, мать Берке, первого мусульманского хана Золотой орды. Хан-Султан сыграла не последнюю роль в религиозном выборе сына. Она также могла повлиять и на своего супруга, который всю жизнь тяготился «клеймом меркитского плена» и по свидетельству историков был более покладистым в сравнении с единоутробными братьями. Как известно, Джучи родился после возвращения его матери Борте из меркитского плена, и это стало причиной оспаривания отцовства Чингисхана. Сам «потрясатель вселенной» поступил благородно, признав отцовство, но подозрения о возможной незаконнорождённости преследовали Джучи с детства. Так мазар выглядел в 40-е годы Разгадать многовековую тайну, наверное, сегодня способны генетики, изучив ДНК потомков Чагатая и Джучи, сравнив, восходят ли они к общему предку Чингисхану. Но надо ли это ныне живущим, когда твое происхождение ничего не дает, ни к чему не обязывает? Насмешки и обвинения братьев, косые взгляды, все это не прошло бесследно для Джучи. В такой ситуации любой человек будет чувствовать себя не в своей тарелке даже в кругу родных. Поэтому нельзя сказать, что старший сын был недоволен отправкой его в бескрайние степи подальше от родственников. Мудрая дочь Хорезмшаха, обучавшая детей Корану, могла повлиять на мировоззрение супруга. Бытует мнение, что в конце жизни Джучи принял ислам и эти предания вовсе не кажутся сказками, поскольку один из младших сыновей хана носил имя Мухаммед (сын Хан-Султан, младший брат Берке). Поэтому дуа, которые посвящают люди душе Джучи, возможно вовсе не бесполезны, Аллаху алим! Развалины ханской ставки/орды в 2019 году Конечно, сегодня человек не очень склонен доверять народным преданиям, ему подавай официальный письменный источник о принятии ханом ислама. Не будь сочинения Хафиза Бухари с упоминанием в Улытау мазара Джучи сегодня нашлось бы немало скептиков и относительно мавзолея. В данном случае легенда оказалась подкреплена литературным источником, благодаря походу Абдуллы-хана, который фиксировался на бумаге. Однако в степи предания всегда передавались устно, через сказания, дастаны, песни, кюи. Например, близкая к истине версия гибели Джучи-хана во время охоты на куланов также пришла к нам устно и через кюй. Народная молва гласит, что во время охоты пронзенный стрелой хромой вожак косяка диких куланов, внезапно развернулся и бросился на всадника, сорвал хана с коня, ударил копытом по голове и отгрыз ему правую руку. Советские археологи, исследовавшие мазар в 40-е годы, обнаружили в нем два скелета, мужской и женский. Мужской был без правой кисти с надрубленным от удара черепом. О гибели Джучи на охоте рассказывает старинный кюй на домбре «Аксак кулан», авторство которого приписывается современнику хана Кетбуге-жырау. Просто так, от нечего делать, акын не стал бы и не смог бы сочинить кюй о смерти ханского сына от хромого кулана. Подобные произведения рождаются от сердца, когда происходит нечто, переворачивающее душу. Историко-культурный комплекс с высоты. Фото akorda.kz Мавзолей Джучи с обретением суверенитета Казахстана не раз реставрировался, и видимо будет совершенствоваться далее. Возможно, поменяется купол, который выглядит так, как будто его обклеили квадратной ванной плиткой голубого цвета. Такое решение было нормальным при реставрации 90-х годов, но сегодня, когда за плечами огромный опыт реставрационных работ в присырдарьинских городках-крепостях, реставраторам Казахстана не составит труда сделать купол аналогичный вершине мавзолея Яссави в Туркестане. Вероятно, будет найдено новое решение и непосредственно по старым строениям, развалины которых находятся в 20-30 шагах за мавзолеем. По всей видимости это и есть Сарай, упоминаемый в сочинении Хафиза аль-Бухари, дворец, где несколько дней отдыхал Абдулла-хан. Это и есть орда Джучи. Изначально «орда» – это резиденция, ставка, дворец хана, а не государство. При Джучи ханская орда находилась на Улытау. Его сын и преемник Бату-хан (Саин) перенес орду сначала в Тургайские степи, затем на Едиль/Волгу, по мере расширения границ кочевой империи, на территорию современной Астраханской области, где основал новую столицу Сарай-Бату. Президент Касым-Жомарт Токаев в музее Джучи-хана. Фото akorda.kz После развала Золотой орды между потомками Джучи вспыхнула борьба за «трон Саина». Последним его обладателем был хан Большой орды Ахмат, известный в учебниках истории «стоянием на Угре», убитый тюменским ханом Ибрагимом. Потом уже борьба за орду Саина стала неактуальной в виду появления у наследников собственных ставок-орд от Крыма до Искера, от Казани до Бухары, каждый из них стал великим ханом. Возрожденная к юбилею Золотой орды ставка Джучи включила Историко-культурный комплекс с музеем, памятником хану, выставочным залом, гостиницей, столовой. Вход в мавзолей украсили новые резные двери восточного образца. Отреставрирован передний портал усыпальницы, вдоль дорог появились указатели, по которым теперь найти мазар будет не сложно. На следующий год здесь запланирована крупная международная конференция, посвященная Золотой орде. Фото akorda.kz Автор: Калиль Кабдулвахитов
Полная версия на сайте ИА IslamNews:https://islamnews.ru/2021/10/25/vozrozhdenie-ordy-dzhuchi-khana