Орёл Алтая, последний из эпохи батыров – Оспан-батыр
Автор: Аскар Даирбек
Казахского батыра Оспана Силямулы можно считать последним из эпохи батыров, столетиями защищавших родную землю, народ на коне пятью видами оружия – копьём, мечом, луком со стрелами, булавой и секирой. Правда в арсенале войска орла Алтая – Оспан-батыра были уже и ружья, и винтовки, и пулемёты, и гранаты. Тем не менее, с казнью Оспан-батыра ушла целая эпоха, когда герой мог объединить молодых и храбрых джигитов для защиты тюркского рода и творить героический эпос, оставляя своё имя в народных сказаниях, песнях, прославляющих из поколения в поколение удалую славу лихих батыров, в жырах и дастанах.
Оспан Силямулы родился в 1899 году у подножья гор Алтая – колыбели тюрков. Место проживания его рода Молкы, одного из двенадцати родов племени Керей сегодня находится на территории Китая и административно входит в состав Восточного Туркестана (Синьцзян-Уйгурский автономный район), образуя округ Алтай в составе Или-Казахской автономной области. Место его рождения называется Коктогай. Там жило несколько поколений предков Оспана, сохраняя кочевой образ жизни.
Начало XX века было непростым временем в мировой истории, в том числе в истории казахов и в истории Китая. Восстание казахов и других народов Центральной Азии 1916 года против российского царского правительства привело к массовому исходу повстанцев и мирного населения в пределы Китая. Провозгласившая казахскую государственность Алаш-Орда с первых дней наладила отношения с казахами по ту сторону границы, вовлекая их в свою деятельность. Развернувшаяся после социалистической революции кампания по раскулачиванию зажиточных хозяйств, переход от кочевого образа жизни в Казахстане к оседлому, создание колхозов, изъятие скота у кочевников, ограничение религиозной практики, русификация привели к новой волне эмиграции в Китай в 1928-1929 году. А разразившийся в начале 1930-х годов голод привёл к большому количеству беженцев, устремившихся от голода в Китай.
***
В отличие от предыдущей волны, теперь спасались бегством в Китай все, кто мог, а не только идейные противники советской власти, богачи, не желавшие отдавать скот, а также люди, желавшие сохранить кочевой образ жизни, язык, религию и устои. Но и в самом Китае тоже не всё было спокойно. Закончилась эпоха династии Цин, которая была маньчжурской по происхождению, отчаянно боролись друг с другом китайские националисты и коммунисты, Китай оказался под японской оккупацией, японцы создали марионеточное маньчжурское государство.
В таких условиях в 1933 году в западной части Китая – в Восточном Туркестане, на территории, где проживали уйгуры и другие тюркские народы была провозглашена Восточно-Туркестанская Исламская Республика, а в 1944 году – Восточно-Туркестанская Республика. Уйгуры считают обе республики своей государственностью, символика Восточного Туркестана – синий флаг с полумесяцем и звездой используется сегодня по всему миру как национальная символика уйгуров. При этом, республика Восточного Туркестана объединяла тюркские народы – казахов, кыргызов, узбеков, татар, проживающих в западных пределах Китая.
Надо отметить, что предгорья Алтая в пределах Китая на тот момент были заселены не просто исключительно казахами, а лишь представителями двенадцати родов племени Керей, где люди жили обособленно, ведя свой образ жизни, и могли на протяжении всей жизни не увидеть ни уйгура, ни китайца, зато были связаны, а по сути представляли единое общество с казахами западной Монголии – Баян-Ольгия. Иное положение вещей было в более южных регионах Восточного Туркестана, где тюркские народы – казахи, уйгуры, кыргызы, татары, узбеки жили вперемешку и самой южной чисто уйгурской части Восточного Туркестана вокруг так называемых семи городов – Кашгара, Турфана, Комула итд.
***
Падение первой Восточно-Туркестанской исламской республики привело к установлению в Синьцзяне режима гоминьдановского губернатора Шэнь Шицая, который отличался неподчинением центральным властям, которым были заняты борьбой с японцами и коммунистами, но очень дорожили Синьцзянем – единственным каналом с внешним миром, самоуправством и преследованиями, жестокими репрессиями по отношению к тюркам-мусульманам. Поэтому идея переселить казахов с Алтая, а регион заселить китайскими переселенцами из внутреннего Китая вызвала восстание. Не понравилось казахам и желание спе́шить их, оставить без коней, забрав коней на нужды китайской армии.
В 1943 году Оспан-батыр поднял восстание казахов Алтая. Перед его глазами был пример восстания его предшественника – Зуха-батыра, восставшего за пятнадцать лет до этого. Вооружённое восстание охватило аулы двенадцати кереев, а затем и весь многонациональный тюркский регион и стало предпосылкой к созданию просоветской Восточно-Туркестанской республики.
Советский союз активно поддерживал во внутреннем Китае борьбу коммунистов против гоминьдановцев, при этом поддерживал гоминьдановцев против японцев и особенно поддерживал гоминьдановский режим Шэнь Шицая – Синьцзян был единственным выходом во внешний мир для Китая после японской оккупации. Однако, в последующем Советский союз принял непосредственное участие в создании Восточно-Туркестанской Республики, по сути, превратив её в советское марионеточное государство, а затем сдав свой проект китайским коммунистам. И именно, просоветскость и марионеточность республики в последующем разделит её и Оспана по разные стороны баррикад. В данных событиях СССР использовал и другого своего союзника – Монголию.
***
В 1943 году произошла встреча Оспана батыра с руководителем Монголии Хорлогийном Чойбалсаном. Монгольское руководство поддержало действия отрядов Оспана батыра против китайских гоминьдановцев, передав казахам Алтая 1000 винтовок, 20 пулемётов и боеприпасы. В 1944 году Оспан увёл в Монголию несколько тысяч казахов, где они поселились среди своих соплеменников. Монголия стала использоваться как тыл, плацдарм, территория для отступления, манёвров для отрядов Оспана. За короткий срок отрядам Оспана удалось полностью очистить округ Алтая от гоминьдановских войск.
Руководство Восточного Туркестана назначило Оспана губернатором округа Алтай в составе республики. Однако, самому Оспану было дороже положение хана казахов Алтая. Ещё в самом начале восстания казахи Алтая провозгласили своего лидера ханом, тем самым возродив древнюю тюркскую традицию поднимать ханом военачальника, вышедшего из народа в ходе боевых действий, родоправителя, батыра. Некоторые народы сохранили эту традицию, тогда как казахи веками выбирали ханов строго из чингизидов. И вот, через многие века казахи Алтая вернулись к более древней и правильной традиции избирать ханами выходцев из народа, а не по праву происхождения. И возрождённое Казахское ханство на Алтае возглавил Оспан.
Хоть Оспан и почитается во всем тюркском мире как герой, герой Восточного Туркестана, хоть именно его восстание 1943 года стало спусковым крючком для восстания по всему региону и предпосылкой для создания ВТР, откровенно говоря, Оспан не особо дорожил связями с просоветским руководством многонациональной республики. Моноэтническое сообщество казахов на Алтае с тесными связями с монгольскими казахами, без вмешательства в их жизнь и быт китайцев, уйгуров, приоритет интересов именно казахского народа были важны для Оспана.
***
«Ради казахов я готов пойти на сделку с дьяволом», – говорил Оспан. В своей борьбе он надеялся на поддержку руководства Монголии. Однако, руководство Монголии, как и ВТР, как и китайские коммунисты оказались марионетками в составе советского руководства. А Оспан быть такой марионеткой не захотел. Он готов был повесить жалуемые ему как подачки медали и прочие награды собаке, считая, что блестящие побрякушки не красят мужчину, воина. Награды не были для него предметом гордости. Оценивая, что китайские кандалы тяжелее русских, Оспан при этом не торопился надеть русские кандалы.
Союзниками для реализации его идеи о спокойной и размеренной, вольной жизни кочевых казахов на Алтае, в том числе монгольской его части, с сохранением языка, быта, без коммунистических, общетюркских и общемусульманских идей он стал видеть за океаном в Америке, а также в Британии. Хотя «агент Британии и США» – это лживое клеймо китайской коммунистической пропаганды, наговор на Оспана, так же, как и «бандит», «предатель», как его стала клеймить советская сторона после того, как он перестал исполнять руководства к действию советской стороны.
«Монгольские оковы – верёвка, их можно порвать, русские оковы – деревянные, они сами сгниют, китайские оковы – железные, освободиться из них тяжело», – считал Оспан Силямулы, полагая, что наилучшие союзники за океаном, они не будут посягать на землю и образ жизни. Так началась трагическая страница в истории жизни Оспана батыра – борьба с братской республикой Восточного Туркестана, а наиболее трагичным в этом моменте было столкновение казахов из отряда Оспана с казахами же – солдатами армии ВТР Далелхана Сугурбая, соплеменника Оспана из монгольского Алтая.
***
Монголия тоже перестала быть тылом. Попытка прорваться на территорию Монголии обернулась пограничным конфликтом на Байтак-Богдо в июне 1947 года. На помощь Монголии пришла советская авиация. Казахи были выбиты с территории Монголии. Однако, попытка монгольского контрудара также провалилась, и монгольское ответное вторжение на территорию Китая оказалось также неуспешным благодаря сопротивлению отрядов Оспана. А в 1949 году компартия Китая одержала победу над Гоминьдан и провозгласила Китайскую Народную Республику. Руководство Восточно-Туркестанской Республики погибло в авиакатастрофе по пути на переговоры с китайскими коммунистами. Республика была ликвидирована. Одним словом – И.В. Сталин «сдал» Восточный Туркестан Китаю.
По итогам сражений с китайскими коммунистами, Оспан-батыр отступил в провинцию Ганьсу, где в феврале 1950 года попал в плен. 29 апреля 1951 года Оспан-батыра расстреляли в Урумчи. Многие его сторонники, земляки покинули пределы Китая, преодолев Гималаи, сражаясь по пути с тибетцами и достигли Кашмира. Через пару лет они наши убежище в Турции и сегодня составляют казахскую диаспору в Турции и странах Европы. Имя Оспана было под запретом в СССР и Китае, а вспоминали о нём исключительно как о бандите. Но Оспана помнили и всегда восхищались им в Турции. «Нам надо скорбить об Оспане, а не об имаме Хусейне», – считал тюркист Нихаль Атсыз. Турецкие правые, националисты, тюркисты считали Оспана героем тюркского мира. Имя Оспана стало прославляться и в независимом Казахстане. Орёл Алтая, хан Алтая, по сути он является последним батыром Турана.
Ескерту: Материал “Кочевники Великой степи” интернет-журналынан алынды.