«Tugurulhan.kz» тарихи-танымдық порталы

История Сибирии

Авторы tugurul
702 қаралым

Социально-политическая картина мира эпохи Чингиза и его современника Тогрул хана (Ван хан) находились в эпицентре исторических событий. Это первая попытка рассмотреть историю через родоплеменное объединение «кереев, кераитов» с эпохи формирования ядра монгольской государственности во времени и динамике.

Особенности Сибирских летописей связана с Ишимскими татарами, которые из поколения в поколение передавали события XIII века. Впервые летописцами в XVII веке опубликованы материалы устного предания Ишимских татар. К вопросу об Ишимских татарах. Их далекие предки современники Чингизхана и Тогрул хана. Они народ Тогрул хана, которые описали историю своего государя и его потомков с призмы собственного участия «гражданской войне» той эпохи. Иные насельники Сибири, остяки и вогулы, не имели исторического контакта с глубинными процессами в Азии. Поэтому по мнению известного историка Г. Миллера предание о татарах Сибири так или иначе связаны только с имперской историей Чингисхана.

Опираясь на известные труды Рашид ад-Дина, более поздних исследователей Г. Миллера, Ч.Ч. Валиханова и современных исследователей исторические ландшафтные реалии рассматриваются нами через историческую новизну.

Исследователь Сибири Г.Ф. Миллер считал, что Тайбуга был сыном побежденного Чингисханом могущественного правителя Тогрул-хана (Ван хана). Как ранее Ван-хан покровительствовал юному Темуджину, так и Чингисхан взял Тайбугу под опеку. По поручению Чингисхана Тайбуга покорил племена остяков и вогул, после чего получил разрешение иметь собственный двор. Важной частью версии Миллера является то, что он считал местом кочевок кереитов реку Ишим, то есть локализовал их как раз в Западной Сибири и Северном Казахстане, где и был создан Тайбугинский юрт [1. с.189-190]. Сторонником этой же версии был и Ч.Ч. Валиханов [2. с.150].

«В Ремезовской же летописи сообщается, что в начале на Ишиме правил Он-Сом хан, который близ устья этой реки при выпадение ее в Иртыш, на крутом красном яру (по татарский «кизиль яр») имел свою резиденцию – укрепленный городок, окруженный тремя валами. По тому месту город этот назывался Кизыл-тура, преемник Он-Сома назывался Иртышак, от него река Иртыш получила свое название. На Иртышака напал тюменский хан Чинги и его победил. После него правил на реке Ишиме Саргачик, по имени которого некоторые ишимские татары называют себя Саргачиками» [1. с.190].

Онг ханом (Он хан, Ван хан) согласно источников принято считать кераитского Тогрул хана. Об этом писал, в свою очередь, средневековый автор Рашид ад-Дин: «Вследствие того, что это дело более всего соответствовало [видам] Алтан-хана и его эмиров, [оно] пришлось по душе [выше]упомянутому Чинсану. Он премного восхвалил Чингиз-хана и положил ему прозвище [лакаб] Джаут-кури, что по-хитайски значит «великий эмир». Затем он повернул назад и ушел к Алтан-хану. В это же время [выше]упомянутый Чинсан дал государю кераитов, по имени Тогорил, прозвище [лакаб] «Он-хан», что значит «государь одного царства [мулк]» [3, с. 93]. Согласно «Сборника летописей» Рашид ад-Дина у Он хана было двое сыновей: Сангун и Уйку, имя второго сына в персидских источниках передана в тюркском смысловом значении «Игу», на казахском языке можно прочитать «Игі», что в переводе с тюркского означает благо. У Игу были два сына: Сариджа и […], имя второго сына пропущено [4, с.131 – 132]. Таким образом, имя одного внука Он хана Сариджа, а пропущенное имя второго возможно Тайбуга, Улусный правитель, описанный в Сибирских летописях.

У Миллера и у Рашид ад-Дина мы встречаем Саргачик и Сариджа, в восприятии через транслитерацию, тождественны с современными наименованиями родоплеменного объединения кереев. Сариджа в современной казахской интерпретации звучит «Сарыша». У кереев есть Аксары и Курсары. Они входят в родоплеменное объдинение Тарышы. Таким образом, нельзя исключать, что в долине реки Ишим и Нуры, согласно Сибирских летописей и последних археологических изысканий, были поселения родоплеменных объединений кереитов и их вождей. В частности, Тайбуга хан погребен в одной из излучин реки Ишим в границах современной столицы Казахстана Нур-Султан.

  1. Г.Ф. Миллер. История сибирии. – М-Л: Издательство АН СССР, 1937.
  2. А. Кузембайулы, Е. Абилев. История Казахстана: с древнейших времен до 20-х годов ХХ в. – Алматы: Санат, 1996. – с.150. – 350 с.
  3. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том Книга 2. Пер. с персидского О.И. Смирновой, примеч. Б.И. Панкратова и О.И. Смирновой. Редакция проф. А.А. Семенова. – М. – Л.: Издательство АН СССР, 1952. – 281 с.
  4. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том I. Книга 1. Пер. с персидского Л.А. Хетагурова, примеч. и ред. А.А. Семенова. – М.; Л.: Издательство АН СССР, 1952. – 197 с.

 

Ұқсас жазбалар