Старший, Средний и Младший жузы образовались на территории Казахстана давно. У них, конечно, много общего, но при этом много и различий, которые появились в силу различных причин. Редакция Caravan.kz предлагает посмотреть на жузы именно с этой точки зрения.
Почему три жуза носят такие названия
Единого мнения у историков на этот счет нет, поэтому основных версий несколько.
Одна из самых популярных – названия жузов отражают хронологию их возникновения. То есть Старший жуз появился первым, далее образовались Средний и Младший.
Но ученый Радик Темиргалиев пишет, что эта теория не соответствует действительности, и первым появился Средний жуз. Он возводит происхождение названия “Орта жуз” к словосочетанию “Орда жуз”, то есть “жуз, где находится орда, ханская ставка”, и объясняет, что на базе именно Среднего жуза впоследствии возникло Казахское ханство. Также он обращает внимание на то, что именно ханы Среднего жуза становились общеказахскими правителями.
Жаксылык Сабитов считает, что дело в расположении кочевий относительно течения реки Сырдарья. Представители Старшего жуза кочевали в верховьях реки, Среднего – в среднем течении, а Младшего – в низовьях.
“Каких-то глубинных иерархических смыслов искать не надо. Иерархии между жузами не было и нет, а то сейчас у нас принято выдумывать… “, – пояснил эксперт.
По другой версии, “старшинство” жуза определяется старшинством их правителей. Так, например, Старший жуз возник на землях улуса Чагатая, второго сына Чингис-хана и хранителя законов.
“Название «Орта жуз» надо трактовать, как «Центральный», но никак не Средний. Казахи понимали, что «Орта жуз» – есть основа государства. Далее – вопрос о Старшем жузе, которому часто давали другое название – «Большая орда». Именно так именовали ее в «Расспросных речах в посольском приказе служилых людей Т. Петрова и Н. Куницына о поездке в Калмыцкую землю». Здесь необходимо учитывать тонкости значений термина и правильность его перевода. Название «Улы жуз» имеет в данном случае иной смысл – не старший, а большой. Оно связано с численностью населения, природным и физическим богатством. Младший – такое определение дается в силу временных рамок формирования“, – поясняет историк, Асылбек Бисенбаев.
В советское время появление жузов объясняли марксистской теорией формаций, согласно которой каждое общество должно пройти через пять основных общественно-экономических формаций, от рабовладельческой до социалистической, через изменение права собственности на средства производства. Но современные ученые обращают внимание на недостатки этой теории, так как она привязывала жузы к маршрутам кочевий, не учитывая роды, которые составляют основу жузов.
В фольклоре появление жузов обычно приписывают решению одного конкретного человека, который перекроил общество, исходя из своих взглядов. В разных регионах страны эту роль отдают разным правителям. На западе Казахстана этим правителем обычно называют Урус-хана, на востоке – Ахмет-хана, известного как Алаша-хан. Иногда упоминаются и другие. Однако во время появления жузов правили всего три человека, которые действительно могли бы это сделать, – это общеказахские ханы Есим, Жангир и Тауке. Но историки не считают, что разделение на жузы предложил один из перечисленных ханов, так как они были заняты войнами, и причин для подобного решения не имели.
Также есть теория Багдата Найкама, которая опирается на количество родов в каждом жузе. Схему 3-6-12 приверженцы этой версии сравнивают с тремя уровнями обороны войска. Сторонники этой идеи объясняют, что жузы появились в тяжелое время, когда казахи были вынуждены защищаться от многочисленных врагов и поэтому выстроили наиболее удобную для самозащиты схему.
Старшему жузу дай посох, чтобы пасти скот, Среднему жузу – дай перо для управления, Младшему жузу вручи копье и выставь против врага
Эта старая пословица в общих чертах описывает основные “специализации” родов, относящихсся к тому или иному жузу. Специлизации эти были обусловлены в основном географическим положением.
На схеме ниже розовым обозначены земли, относившиеся к Старшему жузу, оранжевым – к Среднему, зеленым – к Младшему.
Как уже упоминалось выше, представители Старшего жуза кочевали в плодородных, щедрых землях юго-восточного Казахстана, поэтому даже маршруты их кочевок были заметно короче, чем у остальных родов. Природные условия способствовали тому, что в Старшем жузе процветали животноводы и было развито земледелие. Таким образом, первая часть поговорки указывает на благоприятные возможности для труда на землях Старшего жуза.
Средний жуз занимал обширную территорию, включив в себя центральный, северный, восточный и частично южный Казахстан. Выходцы из Среднего жуза становились общеказахскими ханами, местные бии всегда пользовались большим уважением за знание законов и справедливые решения. Также Средний жуз представляют многие знаменитые акыны.
Но местные жители испытали на себе наибольшее влияние Российской империи. Именно благодаря этому здесь в свое время было больше учебных заведений, чем на территориях остальных жузов. Этим же объясняется большая, чем в остальных регионах, русифицированность северного Кахахстана.
Нередко школы открывались местными баями. Благодаря этому Средний жуз стал местом, где процветала интеллектуальная элита казахов. От Ыбрая Алтынсарина список будет обширным, многие из этих имен встречаются в учебниках истории Казахстана.
Представители Младшего жуза славились воинственностью. Традиционно они кочевали на территории современного западного Казахстана. Природные условия в Младшем жузе были суровее, чем в двух других, что наложило отпечаток на характер местных жителей и нашло отражение в стереотипах. Повлияли и постоянные войны, набеги соседних племен на Мангышлак, постоянная необходимость защищаться.
Ссылка: https://www.caravan.kz/news/tri-kazakhskikh-zhuza-kak-oni-poyavilis-i-v-chem-ikh-glavnye-otlichiya-817868/